В предписаниях ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК РФ и ст. 67 КВВТ РФ, значится, что ответственность за сохранность груза обязан обеспечить перевозчик, причем с момента его принятия на склад до передачи грузополучателю. В это же время компания-перевозчик должна строго соблюдать нормы перевозки, укладывания, обработки и хранения грузовых мест, согласно регламенту ст. 150 КТМ РФ. Особое внимание уделяется позициям, в договоре перевозки к которым прописано особое обращение.
Распределение обязанностей, согласно видам транспорта
Для каждого способа транспортировки заявлены индивидуальные временные рамки принятия и передачи ответственности.
- Железнодорожный вагон. Перевозка грузов ж/д транспортом предполагает проведение погрузки и выгрузки грузовых мест силами грузоотправителя. Современные транспортные компании при наличии разрешения на проведение погрузо-разгрузочных работ и прописывания соответствующего пункта в договоре, принимают на себя данное обязательство. При этом заказчик может как самостоятельно доставить груз к терминалу ТК, так заказать и забор груза «от двери». В таком случае обязательства по сохранности ТМЦ переходят к ТК с момента их передачи на склад или водителю-экспедитору.
- Контейнерная перевозка. Если заказчик самостоятельно доставляет груз на терминал ТК, то погрузо-разгрузочные работы, крепление и размещение, а также ответственность за сохранность возлагает на себя перевозчик. При отгрузке генеральной партии контейнер поставляется к складу грузоотправителя для его самостоятельной загрузки. В таком случае ответственность за надлежащие размещение берет на себя владелец груза. К тому же, если во время перевозки произойдет порча или утеря грузовых позиций, согласно ст. 95 УЖТ, ответственность будет нести грузоотправитель.
- Морские суда. В морских портах все погрузо-разгрузочные операции и ответственность за их надлежащее исполнение принимает на себя перевозчик.
- Водный транспорт. Стороны определяют зону ответственности индивидуально, с прописыванием решения в договоре.
- Автомобильный транспорт. При отправке генеральных партий и при доставке до склада перевозчика, транспорт подается на загрузку к складу грузоотправителя. В таком случае работы по погрузке и размещению в кузове берет на себя заказчик. Водитель-экспедитор при этом обязан проверить качество крепления и размещения позиций, и при нарушении, сообщить об этом грузоотправителю. Если ТМЦ доставляется до терминала ТК, то обязательства в рамках договора переходят к перевозчику.
Перед передачей груза перевозчику, грузоотправитель обязан позаботиться о качестве упаковки, согласно ст. 18 УЖТ. Основным критерием при этом выступает обеспечение выбранной тары сохранности самого груза, внутренней поверхности транспортное единицы, а также соседствующих позиций при консолидированных отправках. К тому же, при ненадлежащей упаковке, перевозчик может отказать в оказании услуги, либо доупаковать позиции с выставлением счета грузоотправителю.