Далеко не все строительные материалы нейтрально относятся к воде. А такие распространенные как бетон или кирпичная кладка непременно должны быть защищены от влаги, впитываемой из грунтов.
Рекордсменом по распространенности на отечественных стройках безусловно являются
битумные гидроизоляционные материалы. Чем же так опасна влага для, например, кирпичной кладки? Дело в том, что во время холодного периода вода, находящаяся в порах кирпича или кладочного цементного раствора, замерзает. Во время превращения в лед вода, как известно, сильно расширяется в объеме. При этом расширении происходит разрушение материала. Поэтому от влажности кладочного массива очень сильно зависит количество циклов замораживания-размораживания, которое выдержит строение из кирпича.
Битумная наливная гидроизоляция широко применяется в строительстве как раз для целей защиты основного стенового материала зданий от влаги, впитываемой фундаментами. Это различного рода мастики, которые, как правило, имеют твердую или очень густую консистенцию, нагреваемые перед применением. Нагреваясь, материалы становятся жидкими. На верхнюю плоскость фундамента наносятся путем разлива, с последующими разравниванием и остыванием. Поверхность перед обработкой тщательно очищается и высушивается, в некоторых случаях нагревается специальными газовыми или другими горелками для лучшего сцепления с мастикой.
Применение битумных гидроизоляционных материалов не ограничивается защитой стен от грунтовой влаги. Различные составы на основе битума широко применяется для защиты металлических конструкций от преждевременной коррозии. Это могут быть как всевозможные строительные металлические конструкции, такие как нижние ярусы павильонов, опоры ЛЭП, ограды, так и техника, эксплуатируемая в зимний период. Выпускается большое количество специальных составов для защиты днищ автомобилей от коррозии, в составе которых основной компонент – битум.
Служат такие материалы, прямо скажем, не вечно, и через несколько сезонов нуждаются в ревизии и обновлении (замене). Но их относительно небольшой срок эксплуатации с лихвой компенсирует их небольшая цена.
Применение битума в чистом виде нежелательно, так как этот материал имеет свойство трескаться при отрицательных температурах и давать «сбои» в работе, частично пропуская через трещины влагу. При температурах же порядка 60°C (а некоторые предметы и материалы нагреваются под воздействием прямых солнечных лучей и до более высоких температур) битум напротив теряет форму и начинает «плыть».
Для улучшения эксплуатационных свойств в состав битумных мастик вводят различные наполнители и присадки, которые стабилизирую его поведение, увеличивая температурный диапазон применения.