Стандартизация оказания туристических и гостиничных услуг населению очень актуальна, так как данная сфера развивается быстрыми темпами, очевидна необходимость ее гармонизации в соответствии с международными нормами. Государственная стандартизация в этой области учитывает как отечественный, так и передовой опыт других стран.
Стандартизация услуг в туризме позволяет повышать качество оказания туристических и экскурсионных услуг на нормативном уровне, защищать от недобросовестности исполнителей услуг, охранять интересы населения, обеспечивать защиту жизни и здоровья, безопасность потребителей.
Объектами стандартизации в туризме являются все этапы оказания этой услуги — от рекламирования и реализации туристических путевок до транспортных, бытовых услуг, услуг по предоставлению питания и других. Стандартизация услуг устанавливает определенные требования к их качеству и методам контроля за их оказанием.
Государственная стандартизация услуг в туризме и гостиничном бизнесе призвана обеспечить безопасность, охрану здоровья и жизни потребителей, защиту окружающей среды, правильность и точность исполнения услуги. Кроме того, в стандартах есть требования об комфортности, эстетичности, эргономичности оказываемых услуг. Стандарты предприятий регламентируют конкретные услуги, их организацию, техническое оснащение, различные процессы, происходящие на конкретном предприятии.
В сфере услуг относятся к основным следующие виды стандартов:
основополагающие
стандарты услуг
стандарты процессов
стандарты методов контроля
Основополагающие стандарты решают проблемы стандартизации терминологии, классифицируют показатели качества определенных групп туристических услуг.
Стандарты услуг устанавливают требования к определенным услугам в сфере туризма.
Стандарты процессов регламентируют требования к способам, методам, приемам и технологиям исполнения услуг.
Стандарты методов контроля позволяют упорядочить методы проверок и оценки качества оказываемых туристических услуг.
Соответствие оказываемой туристической услуги требованиям стандартов подтверждается сертификатом. В Российской Федерации гостиничные услуги, услуги по предоставлению мест для проживания, услуги по организации туристических поездок, походов и экскурсий подлежат обязательной сертификации.
Сертификаты на оказание туристических услуг выдаются сторонними организациями, которые не зависят ни от производителя услуги, ни от ее потребителя.